НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗЕМЛИ

К вопросу увеличения дальности полёта электрифицированных магистральных летательных аппаратов

Духновский Д. А., Смагин А. А., Шкурин М. В.

Введение: в настоящее время обсуждение частичной и полной электрификации в авиационном сообществе уже вышло за рамки дискуссий и перешло созданию первых прототипов. Скорость популяризации идей о необходимости скорейшего перехода к электрифицированной авиационной технике вызывает обеспокоенность так как существует ряд принципиальных трудностей перехода к электрификации, которые почти не обсуждаются, в частности – отсутствие снижения массы самолёта в полёте.

Цель исследования: Целью исследования является определение возможного сценария функционирования и конструктивных особенностей электрифицированного самолёта, использующего в качестве источника энергии для совершения полёта аккумуляторные батареи с учётом конструктивных и эксплуатационных ограничений и особенностей. Результаты: Предложены возможные конструктивные меры по размещению аккумуляторных батарей в конструкции планера с учётом конструкторских, технологических и эксплуатационных ограничений. Описан принципиальный недостаток электрифицированных летательных аппаратов – постоянство массы в течении полёта. Предложены варианты обеспечения снижения массы летательного аппарата во время полёта по мере расходования энергии. Предложена концепция многоступенчатого самолёта и описан возможный сценарий его функционирования. Практическая значимость: Полученное знание может быть полезно для дальнейших исследований в области электрификации авиации, как с точки зрения теоретических исследований, так и с точки зрения формирования концептуальных и обликовых решений на ранних этапах проектирования. Обсуждение: Полученные результаты позволяют сделать вывод о высокой степени сложности и новаторства потребных трансформаций авиационных комплексов при включении в них полностью электрифицированного самолёта. Это влечёт за собой необходимость внесения изменений не только в конструкцию планера самолёта, но и в сценарий его функционирования и в нормативные документы, регламентирующие безопасность полётов. Таким образом необходимо в дальнейшем точно установить границы допустимости подобных решений и определить алгоритм оценки их экономической эффективности с учётом влияния на окружающую среду.

Редакционная коллегия

Бобровский В.И.
(д.т.н., доцент, начальник отдела ОАО "ИНТЕЛТЕХ")

Борисов В.В.
(д.т.н., профессор, Действительный член Академии военных наук РФ, профессор кафедры вычислительной техники МЭИ)

Будко П.А.
(д.т.н., профессор, профессор кафедры технического
обеспечения связи и автоматизации ВАС)

Будников С.А.
(д.т.н., доцент, действительный член Академии информатизации
образования, начальник кафедры автоматизированных
систем управления ВУНЦ ВВС "ВВА")

Верхова Г.В.
(д.т.н., профессор, заведующая кафедрой автоматизации
предприятий связи СПб ГУТ им. профессора М.А.Бонч-Бруевича)

Гончаревский В.С.
(д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники
РФ, профессор кафедры технологий и средств технического
обеспечения и эксплуатации автоматизированных систем
управления ВКА имени А.Ф.Можайского)

Комашинский В.И.
(д.т.н., профессор, профессор кафедры обработки и передачи
дискретных сообщений СПб ГУТ им. профессора
М.А.Бонч-Бруевича)

Кирпанев А.В.
(д.т.н., доцент, начальник отдела ОАО «НПП «РАДАР ММС»)

Курносов В.И.
(д.т.н., профессор, академик Арктической академии наук,
академик Международной академии информатизации,
академик Международной академии обороны, безопасности
и правопорядка, член-корреспондент РАЕН, главный научный
сотрудник ОАО "НИИ "Рубин")

Мануйлов Ю.С.
(д.т.н., профессор, профессор кафедры автоматизированных
систем управления космических комплексов ВКА имени
А.Ф.Можайского)

Морозов А.В.
(д.т.н., профессор, действительный член Академии военных наук РФ, начальник кафедры автоматизированных систем боевого управления ВА ВПВО ВС РФ)

Мошак Н.Н.
(д.т.н., доцент, начальник отдела ОАО "ИНТЕЛТЕХ")

Пророк В.Я.
(д.т.н., профессор, профессор кафедры автоматизированных
систем управления ВКА имени А.Ф.Можайского)

Семенов С.С.
(д.т.н., доцент, профессор кафедры технического
обеспечения связи и автоматизации ВАС)

Синицын Е.А.
(д.т.н., профессор, начальник НИО ОАО "ВНИИРА")

Шатраков Ю.Г.
(д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, ученый
секретарь ОАО "ВНИИРА")