Рассмотрен эффект мультипактора - разряда резонансного типа, возникающего в условиях пониженного давления и при высоких мощностях в бортовой аппаратуре космического назначения. Мультипактор приводит к нарушению нормальной работы радиоэлектронной аппаратуры, искажениям или прерываниям радиосигнала, а также зачастую является причиной критического отказа аппаратуры вплоть до полной потери функций бортовой системы. Увеличение степени интеграции аппаратуры, переход к новым материалам, расширение частотного диапазона, и, особенно, увеличение мощности передаваемого спутниковой системой сигнала на фоне борьбы за снижение габаритно-массовых характеристик приводит к возрастанию влияния эффекта мультипактора на качество функционирования и надежность бортовой аппаратуры.
Показано, что возникновение мультипактора характерно для высокочастотных резонаторов, вакуумных усилительных приборов, микрополосковых линий и коаксиальных элементов. При этом появление мультипактора приводит к нагреву компонентов, деградации СВЧ мощности, резкому увеличению шумов в выходном сигнале, появлению отражений в компонентах или ухудшению их свойств и выгоранию. Все это может привести как к ухудшению качества функционирования бортовой радиоэлектронной аппаратуры, так и к отказу работы системы.
Проанализированы физические механизмы возникновения мультипактора в зависимости от среды возникновения (одноповерхностный и двуповерхностный мультипактор на металле и диэлектрике). Проведен анализ и приведены примеры возникновения мультипактора в полосковых и коаксиальных компонентах спутниковой радиоэлектронной аппаратуры, даны рекомендации по выбору компонентов, способных держать высокую СВЧ мощность без появления мультипактора.
Проведен обзор существующих расчетных методов моделирования мультипактора. Приведены результаты натурного моделирования мультипактора в бортовом передатчике, рекомендован и проверен экспериментально дополнительный запас по уровню мощности на эффект мультипактора.
Сделан вывод о настоятельной необходимости исследований и тестирования бортовой радиоэлектронной аппаратуры перед запуском в эксплуатацию по эффекту мультипактора.